Готовясь к военному вторжению в Абхазию, президент Грузии ставил перед собой не только задачу «сохранения территориальной целостности» своей страны - Саакашвили боялся потерять расположение заокеанских хозяев, нацеливших свой прагматичный взор на месторождения абхазского шельфа. По самым скромным оценкам, неразведанные запасы нефти в республике составляют около 200 миллионов тонн.
Теперь, похоже, самые страшные кошмары Михаила Саакашвили могут стать явью. Разработку богатых нефтяных месторождений в теперь уже признанной республике готова начать Россия.
О том, что намерения России добывать нефть в Абхазии приоритетны для руководства республики, заявил  глава МИД Абхазии:
- Конечно, сейчас наши первостепенные задачи - не нефть, а вопросы безопасности, - рассказал Сергей Шамба. - В первую очередь мы заинтересованы в заключении договора о безопасности. Ситуация, которая сейчас сложилась, требует оперативного решения. Угроза не снята. Агрессивные планы Грузии существуют. Второй аспект - экономическое развитие. В этом вопросе тоже нужны соглашения, которые должны сейчас дать возможность для такого взаимовыгодного сотрудничества. Например, в уже обозначенных направлениях - олимпийские строительные объекты и, кстати, тема нефти, о которой мы до последнего времени не задумывались. В Абхазии подтверждаются серьезные месторождения нефти. И мы будем обсуждать эти вопросы тоже.
- Вам поступали уже какие-то предложения от российских компаний?
- На самом деле, это тема 1997 года. И здесь есть интересы разных - и зарубежных, и российских - компаний. Сейчас, в связи с признанием нового статуса республики, интерес активизируется. Конечно, приоритет здесь у России, которая признала независимость Абхазии. Другие пока этого не сделали.
Нефть
Если проследить всю историю грузино-абхазского конфликта, вырисовывается четкая параллель: как только Абхазия озвучивала свои намерения приступить к разработке нефтяных месторождений, в дело вмешивался официальный Тбилиси, отвоевывая право на природные богатства республики оружием и танками.
Право на разработку нефтяных месторождений в грузинской акватории Черного моря власти Грузии передали США еще в 1998 году. Тогда-то и оказалось, что в стратегические планы американских нефтяных гигантов входит и абхазское побережье. В море на уровне Очамчиры, в 7-10 милях от берега обнаружены приличные запасы сырья. Кроме того, нефтяные месторождения находятся в восточной части республики, недалеко от главных здравниц Абхазии - Пицунды и Гагры.
Тем не менее порядок разработки месторождений и планы по использованию природных недр был утвержден в прошлом году кабинетом министров Абхазии. Основной предмет интереса американских нефтяных корпораций - шельф Черного моря. Запасы нефти на этом участке у абхазского порта Очамчира оцениваются в 200 миллионов тонн. После официального обнародования этой информации главой республики Сергеем Багапшем грузинские власти пустили в ход все методы, чтобы лакомые кусочки абхазских недр не достались «врагам». По сути, тогда же и был дан старт нефтяной войне Грузии с Россией, главным «спонсором» которой стали США.
Россия
Первой российской компанией, выразившей желание заняться добычей нефти в Абхазии, стал ЛУКОЙЛ, который даже представил властям Абхазии детальный проект по поиску и добыче «черного золота». Однако из-за неясного политического статуса непризнанной республики до конкретных договоренностей дело не дошло. Теперь же, после официального признания президентом России Дмитрием Медведевым независимости Абхазии, можно говорить о том, что дело сдвинулось с мертвой точки.
В начале лета свои планы о возможном строительстве газопровода в Абхазии заявил и «Газпром», что немедленно вызвало истерику у Михаила Саакашвили. Планы российского концерна о геологоразведке на территории Абхазии испугали президента Грузии не на шутку - еще бы, гарантией финансовой помощи со стороны американских спонсоров являлась именно грузинская нефть. Которая теперь оказалась вовсе не грузинской.
Впрочем, пока что в арсенале Саакашвили остается аджарская нефть, на которую претендует американская компания Anadarko Petroleum. А случись так, что у Аджарии окажутся свои планы на собственные недра, грузинскому президенту расплачиваться перед Западом окажется просто нечем. Ну, разве что собственной головой.