Победа, одержанная Бараком Обамой 5 ноября на президентских выборах в США, совпала по времени с первым обращением к нации президента России Дмитрия Медведева. Хозяин Кремля сделал ряд антиамериканских высказываний. Преподаватель Лондонской школы экономики и парижской Высшей школы политических наук, специалист по России Мари Мандрас (Marie Mendras) дает свой анализ позиции России.
Посреди бурного ликования всего мира в связи с избранием Барака Обамы речь президента России имела удивительно антиамериканскую тональность.
Дмитрий Медведев уже много месяцев ждал возможности выступить перед Российской политической элитой в качестве главы государства. Он смог это сделать в своем обращении к нации 5 ноября. Медведев вовсе не собирался придавать особого значения американским выборам. Выступая в тот самый день, когда кандидат от демократов одержал победу, Медведев ни разу не произнес его имени и не упомянул о его избрании. О встревоженности Медведева свидетельствует тот факт, что он свою речь, посвященную в основном внутренней политике, начал с нападок на Соединенные Штаты, на варварскую агрессию Грузии - дело рук Вашингтона, на Америку, на которой лежит основная вина за мировой финансовый кризис.
О чем говорит эта враждебность российских властей?
Руководители России живут в золоченой клетке. Они все больше теряют связь с реальностью, как в своей стране, так и у соседей. До настоящего времени им было очень комфортно в мире, где ослабленные США всерьез увязли в Ираке и Афганистане. Поскольку решающим фактором возвращения России на международную арену было именно ослабление Америки. Избрание Обамы вызывает беспокойство, потому что может привести к кардинальным переменам в Вашингтоне, в НАТО, да и во всем мире. Для российской власти станет настоящим вызовом принять этот новый расклад.
Сама личность Барака Обамы представляет проблему для Москвы?
Русским очень сложно понять феномен Барака Обамы. Как объяснить россиянам, что президентом США избран молодой чернокожий реформатор, когда в самой России в ходу националистическая, даже расистская риторика. Более того, победа Обамы - результат истинно демократического выбора, сделанного американцами после двух лет сражений, в ходе которых демократически обсуждались главные политические вопросы современности. Это - победа всеобщего избирательного права. Необходимо отдавать себе отчет, что в России Медведев был избран в контексте, который вряд ли можно назвать демократическим: предвыборная кампания была тенденциозной, оппозицию отстранили, а плюрализм был всего лишь видимостью. Перемены в Америке резко контрастируют с возвратом России к авторитаризму. Владимир Путин (нынешний премьер-министр - прим. Le Temps) непрестанно заявлял, что США уже не являются демократической страной. Ему это было нужно, чтобы в последствие оправдать изобретение нового типа демократии - 'суверенной'.
Враждебность российских властей отражает отношение населения к Соединенным Штатам?
Владимир Путин создал систему, где центральное место занимает образ врага. Чеченского, грузинского, украинского, европейского или американского. Однако Россия вовсе не окружена врагами. Сегодня она как никогда находится в безопасности, экономика ее процветает. Простые же россияне оказались заложниками страха, распространяемого государственными телеканалами, которые рассказывают о враждебном российской нации зарубежье. Этот страх вынуждает людей доверять Путину, пусть даже они понимают, что речь идет о пропаганде. Однако рядовые россияне по-прежнему считают Запад, и Европу в частности, привлекательной частью планеты. Они понимают, что Россия все еще отстает и в социальном, и в экономическом плане.
Дмитрий Медведев заявил о возможном изменении конституции и увеличении президентского срока с 4 лет до 6. Это свидетельствует о подготовке почвы для возвращения Владимира Путина в Кремль?
Вполне вероятно. Это заявление не стало неожиданностью. Этот проект обсуждается уже больше года. Изменение конституции пройдет как по маслу в обеих палатах парламента. Мы знаем, что Дмитрий Медведев не является в истинном смысле слова преемником Владимира Путина, потому что Путин остается у руля. Он фактически сохранил многие прерогативы и не передал высшее руководство исполнительной властью Дмитрию Медведеву.
Путин может счесть, что ему вполне комфортно в кресле премьер-министра, он может оставаться у власти, но при этом не должен представать перед избирателями. В этом случае Медведев - очень удобный президент, точно исполняющий отданные ему приказы. Однако этот сценарий рискованный. Потому что у молодого президента в один прекрасный день могут появиться амбиции. Второй сценарий представляется экспертам более правдоподобным. Медведев - фигура временная. Его мандат может быть сокращен или продлится до 2012 года. Затем свою кандидатуру на пост президента выставит Владимир Путин и сможет пробыть на посту главы государства еще двенадцать лет.