Не желая расстраивать путешественников, руководство NASA приняло решение не разглашать результаты беспрецедентного опроса пилотов, в результате которого обнаружилось, что проблемы безопасности при авиаперелетах - такие, например, как угроза столкновения и препятствия на взлетно-посадочной полосе, - возникают намного чаще, чем предполагалось.

В рамках проекта стоимостью $8,5 млн эксперты опросили за четыре года 24 тысячи пилотов, работающих в гражданской авиации и на рынке коммерческих перевозок. Последнее интервью было взято в начале 2005 года, а обработка результатов завершилось более года назад – однако космическое агентство так и не обнародовало результатов исследования, решив, что эти данные не должны подвергаться публичной огласке. Более того: около недели назад NASA приказало компании-подрядчику удалить все данные об этой работе со своих компьютеров.

Секретность ради доверия

Агентство Associated Press получило информацию о результатах исследования NASA от источника, близко знакомого с данным проектом. Он согласился предоставить сведения на условиях полной анонимности. Официальный же представитель руководства NASA Томас Людтке заявил агентству, что раскрытие результатов исследования могло бы подорвать общественное доверие к авиакомпаниям и негативным образом повлияло бы на их прибыль. Людтке признал, что результаты проекта позволяют «составить полную картину некоторых аспектов американской авиаиндустрии».

В течение 14 месяцев журналисты пытались получить данные исследования на основании закона о свободе информации Freedom of Information Act. Безуспешно.

«Предоставление требуемых сведений, которые весьма значимы и связаны с безопасностью, может подорвать доверие людей к авиации, что пагубным образом отразится на финансовом состоянии авиаперевозчиков, пилоты которых участвовали в данном опросе», - заявил Людтке в письме Associated Press. В качестве дополнительной причины отказа представитель NASA указал на конфиденциальность личной информации о пилотах – однако это не более чем отговорка: в исследовании не указывается ни названий компаний, ни имен пилотов, каждому из которых была обещана полная анонимность.

Что скрывается под грифом?
В ходе интервью пилоты говорили о том, что за последние годы по меньшей мере в два раза увеличилось число столкновений самолетов с птицами, столкновений самолетов в воздухе друг с другом, участились случаи неразрешенных выездов на взлетно-посадочную полосу. По словам источника, эти данные подтверждаются и данными служб правительственного мониторинга.

Исследование также показало, что пилотов, которым доводилось оказываться в ситуации «опасной близости к земле», намного больше, чем предполагалось: очень многим удавалось взять под контроль самолет буквально в последнюю минуту.

Эксперты Научно-исследовательского центра им. Эймса, входящего в структуру NASA, заявили, что к концу года выйдет их собственный отчет по данному проекту.

У большинства людей NASA ассоциируется с полетами в космос, однако это агентство имеет богатый опыт исследований в области безопасности. Помимо других вопросов, специалисты агентства изучают атмосферные явления, особенности материалов, из которых состоят самолеты, занимаются дизайном воздушных судов.

«Если полеты на самолетах не безопасны, то я хочу об этом знать, - заявил конгрессмен Брэд Миллер, глава отдела расследований в House Science and Technology. – Я бы предпочел не испытывать ложного чувства безопасности, ведь они ничего не говорят нам». Комментируя решения NASA не предоставлять данные исследования, конгрессмен отметил: «У всего этого есть какой-то неприятный душок».

На прошлой неделе Миллер попросил NASA обеспечить подконтрольный ему комитет в Обществе по вопросам науки и технологии информацией, полученной в ходе опроса. Кроме того, Миллер потребовал от агентства, чтобы оно объяснило свое решение не обнародовать данные сведения. «Эти данные имеют большую ценность для безопасности авиации, но они не могут храниться в NASA», - говорится в письме Миллера главе NASA Майклу Гриффину.

Верю - не верю
Целью проведения опроса был поиск новых способов мониторинга ситуации в сфере безопасности. По уверениям NASA, в исследовании нет ничего, что могло взволновать Федеральное управление гражданской авиации. Источник, знакомый с проектом, отметил, что, по данным исследования, в некоторых вопросах, связанных с безопасностью перелетов, есть очевидные подвижки.

Менеджеры проекта время от времени упоминали в своих выступлениях о Федеральном управлении гражданской авиации. На брифинге в апреле 2003 года представители Федерального управления выразили беспокойство относительно большого числа инцидентов, описанных пилотами, добавив, что данные, полученные NASA, существенно отличаются от информации, собранной в результате мониторинга, проведенного самим управлением.

Официальный представитель управления Лаура Браун заявила, что сомневается относительно эффективности методов NASA. Руководство управления уверено, что может распознать проблемы с безопасностью прежде, чем они приведут к несчастным случаям.

Команда, проводившая исследование, гордится тем, что 80% пилотов согласились ответить на ее вопросы. «Это надежные данные, - считает Роберт Додд, эксперт в области безопасности в авиации, руководивший проектом. - Наша методика была детально разработана. Это подлинный научный проект».

В четверг NASA поручило своему подрядчику, научно-исследовательскому институту Battelle Memorial Institute, и его субподрядчикам, собрать всю информацию о проекте и удалить ее с жестких дисков своих компьютеров до 30 октября.